Современное грузинское кино. О чем рассказывает фильм Вано Бурдули «Зона конфликта»?

Основную музыкальную тему этого фильма создает песня «Амодена мдинаре» («Такую реку») Ниаза Диасамидзе, одна из исполнительниц которой — Нини Бадурашвили — «по совместительству» сыграла в фильме и роль своей тезки — любимой девушки Гоглика, после трех лет разлуки буквально на неделю вернувшуюся в родной Тбилиси и через пару дней снова улетающую в Нью-Йорк. Маленький, но довольно симптоматичный штришок.

Хотя бы потому, что, на мой взгляд, своим фильмом Вано Бурдули пытается ответить на вопрос, который теребит, терзает души и «не по-детски» волнует не только грузин, но и людей многих других национальностей, что живут на той огромной территории, которую мы по привычке называем «постсоветским пространством»: как, как мы все перешли эту бурную реку 90-х? Да вот так. Перешли. Хотя, конечно, было тяжело. И не без потерь перешли. Людских, территориальных, материальных. Если конкретно о Грузии, то ей пришлось пережить войну. Не просто так, фильм и называется соответственно — «Зона конфликта». С неё, зоны грузино-абхазского конфликта, фильм начинается. Ею же и заканчивается. Но это от силы 1015 минут общей продолжительности киноленты. А остальное время мы видим Тбилиси и Нагорный Карабах, куда, прихватив с собою Гоглика (Миша Месхи) — завсегдатая тбилисских подворотен, игрока и наркомана, отправляется за снарядами, без которых на войне, как в мирной жизни без воды — «и ни туды, и ни сюды», главный герой фильма — немногословный снайпер Спартак (Зураб Ингороква). Но если про Нагорный Карабах и так понятно, что это — точно такая же зона конфликта, только уже армяно-азербайджанского, то в отношении, казалось бы, тылового и мирного Тбилиси, где можно сходить попариться и помыться в баню с бассейном или потанцевать и оттянуться на дискотеке, режиссер постепенно, но неотвратимо подводит нас к неизбежной аналогии. Да, и Тбилиси — тоже. Такая же зона конфликта, как Абхазия или Карабах. И здесь точно так же могут убить. Именно в мирном Тбилиси, а не в охваченном войной Нагорном Карабахе, погибает Спартак. И Гоглик вместе со снарядами (которые оказались никому не нужны, по той простой причине, что генерал, посылавший за ними Спартака, в силу своей недостаточной компетенции, неправильно указал их калибр) везет в Абхазию его холодное тело. Чтобы похоронить человека, ставшего ему за короткое время командировки не просто товарищем, а самым близким другом, в родных для него местах. И если этот вывод принять как доказанную Вано Бурдули теорему, в истинности которой мы, благодаря ему, не сомневаемся, то получается, что зона конфликта в 90-х годах прошлого века — это не какие-то локальные точки или территории. Это весь Кавказ. Причем зона не только военного конфликта. Но и иного. Явно незримого, но хорошо ощущаемого конфликта между людьми, которые не могут просто так взять и забыть внушенные им с самого детства понятия чести, порядочности, а потому находятся на фронте и воюют, и между людьми, которые в тылу на этой войне делают деньги, способные приносить новые деньги, и тем самым формируют не только собственный капитал, но и уважение к себе со стороны таких же, как и они. А значит, и капитал политический. Вот Спартак и Гоглик приезжают на тбилисскую нефтебазу. У них письмо от генерала к её директору. Получив его, второй, по мнению первого, должен тут же выделить его подчиненным приличную сумму, которой хватит и на покупку снарядов, и на поездку в Карабах и обратно. Но его ожидания не оправдываются. Директора письмо почему-то не вдохновляет на гражданский подвиг во имя и на благо. Он недоуменно вертит его в руках, а потом выдает за то, что денег нет и не будет: — Вы хоть представляете, сколько мне таких писем привозят? А откуда мне знать — нужны ли снаряды? Нет? Езжайте в министерство. Пусть министр наложит визу. Это совсем не сложно. Вот тогда… Может быть… А может и не быть. Попробуй, попади на прием к министру двум заштатным фронтовикам, которые в Тбилиси мало кого знают и протекций по министерствам не имеют. Поэтому прекрасно всё понявший Гоглик тут же спрашивает у директора разрешения взять с собой фотографию его внука, а на недоуменный вопрос последнего — «Зачем тебе?», отвечает: «Отвезу в Абхазию вместо снарядов, покажу тамошним детям и объясню им, что его дедушка променял их жизни на конфеты и игрушки для своего Нодарико». Или вот. Спартак и Гоглик уже в Карабахе за не очень шикарным на еду и питье (не сравнить со столом генерала в Абхазии!) столом переговоров. И деньги, благодаря ловкости рук одного из друзей и твердости и принципиальности другого, у них есть. Но деньги «азерам» не нужны: — Вай, какие деньги между друзьями? Не обижай, брат! Тем более, не обижай, когда знаешь, что уже обидел. Вай, дорогой, что говоришь? Как обидел? Когда? А когда нефть, что от нас получил, чтобы твои родные не мерзли, нашим врагам, в Армению, продал! И что делать? Как тут быть? Да ничего страшного. Все вопросы — решаемы. Хорошее дело стоит больше и дороже денег. И Спартак с Гогликом отправляются взрывать железнодорожный мост между Грузией и Арменией. Чтобы нефть, поставляемая друзьям, не уходила врагам, принося баснословные барыши этим друзьям, но оставляя без столь нужных им на фронте снарядов братьев. Такая вот головоломка. Попробуй, разберись в ней. Трудно. Но необходимо. Можно даже сказать, жизненно необходимо. Потому что на поверку выходит, что зона конфликта — не извне, и не между людьми. Она — в головах каждого из нас. Тот же Спартак. Он ведь, как сам признается Гоглику по пути в Карабах, не собирался воевать. Но зять (муж родной сестры Спартака) показательно сжег дом его отца. Не кто-то там, незнакомый человек, со стороны, а родной и близкий, с которым долгие годы жил бок о бок, взял и сделал то, что другой родной и близкий человек не смог ему простить. И пошел на фронт, воевать. Поэтому конфликт уже в том, что герои этого фильма воюют с теми, кого долгие годы искренне считали своими друзьями, с теми, кто близок им по роду и крови. Вот и получается, что прицел не в руках грузинского или абхазского снайпера. Он — в голове каждого из нас. А прицел — не просто видоискатель. Это оптический прибор, с помощью которого находишь врага. А найдя, нажимаешь не на затвор, а на курок. И не птчка вылетает из объектива. А пуля, несущая смерть, из ствола. Вылетит ли она, нет — всё это зависит от каждого из нас. От нашего отношения и к тому миру, что вокруг, и к людям, с которыми мы живем бок о бок. И как мне кажется, в т. ч. для того, чтобы мы смогли лучше понять эту простую истину (или хотя бы задумались над ней), Вано Бурдули и снял свою «Зону конфликта»…

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 05:52 17.10.2017 Chicfly.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Может заинтересовать

А так ли просто заработать в интернете без вложени

Каждый хочет заработать в интернете , да ещё и без вложений. Ну а почему бы нет, сидишь дома, в халате тапочках попивая любимый напиток. А если есть ноутбук так это же вовсе полная свобода. Не ...

Пять чувств. Что может передать живопись?

Музей Прадо, Мадрид. Среди рубенсовских полотен есть пять под общим названием «Чувства» (у этих картин — двойное авторство: Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший). Самое нас...

Селфипалки и их совместимость с смартфонами

Палки для селфи — это именно то, что нужно для ярких, необычных снимков. Телескопический штатив, позволяет сделать фото с большого расстояния и сфотографировать не только себя, но и находящихся ...

В палаццо Бандинелли встретились люди, которые сде

Выставка "Очертания культуры Львова за 100 лет", которую открыли сегодня, 18 мая, в Палаццо Бандинелли к Международному дню музеев рассказывает о людях, которые формировали европейский Львов...

О портале:

Наш проект разработан для людей, стремящихся день за днем совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных постов делает наш сайт комфортным для чтения.

Содержательная и познавательная информация, которая сконцентрирована на нашем сайте дает возможность ответить на отдельно интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет смысла тратить солидное количество времени для поиска ответа на необходимый для тебя вопрос.