Почему Иисус Христос говорил притчами?

Многие из желающих осознанно читать Евангелие не могут обойтись без его толкования. Особенно трудно даются притчи, а их в Евангелиях более тридцати.

Толкований текстов написано много, но даже после их прочтения понятней не становится. Это происходит потому, что толкования пишут богословы и читателю требуется определённая подготовка.

Я бы сравнил притчи с баснями, но в баснях всегда мораль лежит на поверхности и, как правило, поясняется автором: мораль сей басни такова… И дальше идёт объяснение. С притчами сложнее. С одной стороны, они отличаются простотой в подборе сюжетов, а с другой — сложны для понимания, так как имеют образное значение.

Даже своим ученикам Иисус вынужден объяснять притчи, меняя персонажи, расширяя сюжет, чтобы их смысл и мораль стали доступными для понимания. Например, рассказывая притчу «О добром семени и о плевелах» (МФ, 13.3) собравшемуся народу и своим ученикам, Он видит полное непонимание. Народ, озадаченный притчей, в растерянности расходится, а ученики просят Иисуса «изъяснить притчу о плевелах на поле» (Мф, 13. 36).

Учитель объясняет, что доброе семя в притче — это сын человеческий, поле — мир, плевелы — «сыны лукавого», и так далее (Мф, 13. 3744). Но ученики опять не понимают смысла притчи и просят повторно разъяснить им суть сказанного. Тогда Иисус сравнивает «Царствие Небесное с неводом, закинутым в море и захватившем рыб всякого рода». Затем после сортировки «рыб» хорошую забрали, а «худую выбросили вон». То есть отделили, как добрые семена от плевел (Мф. 13.4550). После чего «спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они ответили: «так, Господи»!

Почему же возникают такие ножницы во мнении о доступности текста притч рядовому человеку?

Да потому, что читатели не знают историю вопроса, не учитывают время и социальную обстановку. Не интересуются сутью конфликта иудаизма и учения Иисуса Христа, а ведь именно в этом кроется разгадка причин использования в проповедях языка притч!

Дело в том, что учение Христа, сформулированное в Нагорной проповеди, подрывало основы иудаизма. Именно поэтому Иисус преследовался религиозными деятелями Иудеи. Именно поэтому синедрион — высший судебный орган в Древней Иудее (трибунал) — и вынес смертный приговор строптивому проповеднику.

За Иисусом фарисеи устроили настоящую охоту. Им нужен был повод, чтобы схватить Его и судить. Они специально подсылали к Нему провокаторов, которые задавали «неудобные», скользкие вопросы во время Его проповедей, ожидая, что Иисус произнесёт крамольные слова.

Яркий пример тому — история с динарием, которую чаще других вспоминают в народе. И верующие, и неверующие. Ответ Иисуса даже перекочевал в пословицу, стал крылатым выражением: «Богу — Богово, а кесарю — кесарево»! Мол, каждому своё или каждому воздать должное. Однако всё не так просто! Как поняли эту фразу современники и ученики Иисуса? Несмотря на кажущуюся простоту, толкований множество.

Рассмотрим историю вопроса. В Евангелии от Луки во второй главе, стих первый и второй сказано:

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния».

Необходимо пояснить, что переписи населения делались в целях определения числа налогоплательщиков. Ранее налог в казну Рима не взимался. Прокуратор Иудеи Понтий Пилат подчинялся кесарю не напрямую, а через наместника в Сирии Квириния. Налоги в Древней Иудее всегда являлось весьма существенным обременением населения, и указ императора Августа вызвал бурное недовольство в стране. Надо платить или не надо — широко обсуждалось. Естественно, что отношением к уплате налогов Риму оценивалась эффективность политиков и популярность проповедников.

Если бы Иисус сказал собравшимся о покорности властям и необходимости уплаты налога — вера в Его учение была бы потеряна, а неповиновение властям означало бы подстрекательство к бунту.

Перед Иисусом стояла сложная задача. Подосланные к Нему провокаторы из фарисеев и левитов только и ждали его неосмотрительности. Скажи Он, что платить не надо — Его можно будет арестовать и предать суду.

Иисус, как известно, попросил динарий, на одной стороне которого изображён император, и сказал народу и фарисеям:

«Так вот и платите Кесарю Кесарево, а Богу отдайте Богово — душу свою. Слушайте и почитайте царя, и Бога не забывайте, исполняйте его заповеди. Одно другому не мешает». Reddite guae sunt Caesaris, Caesari: et guae sunt Dei, Deo. (Лат.) — «Воздайте кесарево кесарю, а божие богу» (Евангелие от Матфея, 22: 21).

Ответ более чем дипломатический! Придраться было не к чему, и шпионы удалились ни с чем. Что имел в виду Иисус? Ведь он не отрицал необходимость уплаты налога своим туманным ответом, а ответил загадкой. Народ разошёлся, не поняв смысл притчи.

Разгадку я нашёл у Эрнеста Ренана*:

«Словами „кесарю — кесарево“ Иисус создал далёкое от политики, убежище для души среди господства грубой силы. Такое учение имело свои опасные стороны. Провозгласить, что совершенный человек платит подать только из презрения и нежелания спорить из-за неё — это значило по древнему пониманию поддержать власть. Христианство в этом смысле сильно способствовало ослаблению чувства гражданского долга и подчинения мира абсолютной власти совершившихся фактов».

Догадка Ренана, его интерпретация мыслей Иисуса, философия вопроса, возможно, верна. Но я, при всей своей въедливости и подготовке к восприятию сложных религиозных текстов, до этого никогда бы не додумался, как и большинство простых людей.

Таким образом, у Иисуса были веские причины выбрать иносказательную форму для своих проповедей. Разгадка кроется в тексте самого Евангелия:

«И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они, видя не видят и, слыша — не слышат, и не разумеют» (Мф. 13:1013)

Примечание*: Эрнест Ренан «История происхождения христианства» 2016 г, Издательство Альфа-Книга, М., 1275 стр. ISBN 978521404.

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 01:42 02.11.2017 Chicfly.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Интересное

Заработок на играх как источник дохода

Заработок на играх. Наверное, каждый геймер хотел бы зарабатывать на своем хобби. И в наше время заработок на увлекательных играх реален как никогда. Одним из самых простых способов для настоящи...

Пещеры Вайтомо. Где можно увидеть необычное звёздн

Хотите насладиться незабываемой красоты звёздным небом? Ни за что не догадаетесь, куда вам следует податься, чтобы набраться впечатлений на всю оставшуюся жизнь. В Новую Зеландию, а именно в пещеры Ва...

Преимущества Интернета для женщины в декретном от

С годами образ женщины, находщяйся в отпуске по уходу за ребенком стал резко меняться.  Несколько лет назад молодая мама была занята только проблемами своего новорожденного малыша: ей приходилось...

Вкусные рецепты: Чебуреки(вариант), Пирожки с капу

Чебуреки(вариант)Довести до кипения маргарин. В глубокую емкость всыпать 3 стакана муки (емкостью 250мл). В муку вылить воду и быстро ВИЛКОЙ соединить содержимое, до образования комков. Вылить в тесто...

О портале:

Наш проект разработан для людей, стремящихся день за днем совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных постов делает наш сайт комфортным для чтения.

Содержательная и познавательная информация, которая сконцентрирована на нашем сайте дает возможность ответить на отдельно интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет смысла тратить солидное количество времени для поиска ответа на необходимый для тебя вопрос.