Как шутил царь-миротворец Александр III? Не всегда прилично...
«Короля играет свита». И приближенные правителей не только записывают становящиеся анекдотами события, но и сами в них участвуют. Так что многие «ляпы» правителей в реальности — дело рук приближенных.
Однажды Александр III, взглянув в окно Гатчинского дворца на железнодорожную станцию, сказал:
— Сколько лет живу в Гатчине, а в первый раз вижу, что станция — между дворцом и военным полем и отчасти его закрывает.
Через несколько дней император снова взглянул в окно.
— Со мной творится что-то странное — я не вижу станции!
Выяснилось, что станцию перенесли в сторону так, чтобы она не загораживала военного поля. Александр удивился:
— Да зачем же?!
— Ваше Величество изволили повелеть перенести станцию.
— Что ни скажешь, из всего сделают высочайшее повеление!
Есть немало историй о том, как русские императоры общались с подданными, в т. ч. и с крестьянами. Все так, предшественники Александра III действительно путешествовали, гуляли и, естественно, контактировали с населением. Александр III мог позволить себе подобное разве что за границей. Например, когда ездил отдыхать в Данию — к тестю, королю Христиану.
Там русскому императору нравилось жить инкогнито — то, что в конце XIX века было уже невозможно в России. В Дании император позволял себе ходить в штатском (как и предшественники, Александр III почти постоянно носил военную форму).
Рассказывают, как однажды император завтракал в буфете на железнодорожной станции. Александр сидел за одним столом с немецким приказчиком, которому очень хотелось увидать императора. Александр, не называясь, рассказывал немцу подробности своей жизни.
Домой император доехал на «попутке» — проезжавшей крестьянской телеге. Правда, крестьянин отказался проехать через парк — въезжать туда могли лишь экипажи с представителями правящей фамилии.
— Да ведь я и есть император, — сказал Александр.
Крестьянин засмеялся:
— Ну тогда я король Дании!
Так и пришлось Александру идти дальше пешком, не поехал через парк.
Кого он вез, крестьянин понял лишь на следующий день, когда Александр прислал ему крупную сумму денег.
Но иногда и в России крестьяне видели императора в неформальной обстановке.
…Как-то Александр, проезжая по железной дороге, вышел прогуляться на одной из станций. Увидевший его крестьянин восторженно воскликнул:
— Вот это царь так царь, чёрт меня подери!
Крестьянина схватили за произнесение неприличных слов в присутствии императора, но Александр III велел отпустить мужика, вручив ему серебряный рубль:
— Вот тебе мой портрет.
…Плавая на яхте по финским шхерам, Александр III с семьей высадился на уединённый остров, где дети стали собирать грибы и рвать цветы. Вдруг из кустов вышел местный житель, на ломаном русском языке объясняя, что остров принадлежит ему и так делать:
— Нельзя, это всё моё, я здесь «сарь».
Александр III резонно возразил:
— Ты здесь царь, а я царь всей России.
Естественно, в неформальной обстановке император был одет в обычный мундир.
«Местный царь» посмотрел на него и сказал:
— Господин офицер, так шутить нельзя!
Когда до финна дошло, что перед ним действительно царь, он стал просить прощения.
Александр же сказал, что это хорошо, что тот соблюдает установленный порядок. И подарил «коллеге» золотые часы со своим портретом.
А теперь история психологическая. О том, как важна в совместной деятельности сработанность.
Александр III так характеризовал своих высших чиновников:
— Когда докладывает Дурново (директор Департамента полиции), я все понимаю, а он ничего не понимает; когда Витте (министр финансов) — он все понимает, зато я не понимаю; а когда Кривошеин (управляющий Министерством путей сообщения) — не понимаем ни он, ни я.
И еще одна история. Почти неприличная — но во-первых, из песни слов не выкинешь, а во-вторых, иные неприличные истории я и так пропустил…
Перед экзаменом в морском кадетском корпусе кадет Зуров оказался в учебной части. Инспектора классов вызвали по срочному делу, Зуров же увидел типографскую форму с текстом контрольных задач.
Запомнить было невозможно, переписать не успеть. Решение нашлось! Спустив штаны, кадет уселся на камень. И едва успел привести себя в порядок до возвращения инспектора.
После друзья Зурова списали с отпечатка текст контрольной. Естественно, когда весь курс блестяще справился с заданием, начальство заподозрило неладное.
Когда причина выяснилась, Зурову грозило исключение из корпуса и разжалование в матросы. Но Александр III не утвердил решения, со следующей резолюцией:
«Дело прекратить. Кадета Зурова наградить за находчивость. Такие смелые и инициативные офицеры нужны русскому флоту».
Возможно, это байка… Впрочем, вполне в духе Александра III. Но кадет, а впоследствии капитан 2-го ранга Зуров существовал в реальности. В Цусимском сражении он, старший офицер крейсера «Светлана», погиб в неравном бою вместе с крейсером.
О русских императорах и их окружении можно найти еще немало занятных историй. Иногда занятных — с нашей точки зрения, поскольку современники воспринимали их как нечто обыкновенное.