Как написать шедевр? О технике живописи
Не каждый день и не всякому удается побывать в мастерской настоящего художника. А тем более — понаблюдать за процессом творчества. Питерский живописец Владимир Пантелеев считается одним из лучших акварелистов современности. Для тех, кто только начинает писать картины и для тех, кто просто с любопытством относится к искусству, он на несколько часов превратил выставочный зал картинной галереи в творческую мастерскую.
Современный рынок насыщен самыми разнообразными материалами — химики постарались на славу. Если раньше мастеру самому приходилось готовить краски необходимого цвета и качества, экспериментальным способом подбирая ингредиенты, то сегодня за него эти опыты в промышленном объеме проводят заводы художественных материалов.
Правда, широкий выбор готовых материалов отнюдь не должен ограничивать художника: если мастер перестает фантазировать, смешивать, искать, экспериментировать — вряд ли он сможет совершить поразительные открытия в области живописи.
Подбор холста, кистей, красок — основа творчества. От того, что предпочтет художник, зависит, получится шедевр или нет. Почему картины голландских мастеров переживают века, а работы современных живописцев разрушаются через десятилетия? Все дело в отношении к собственному творчеству — убежден художник.
Можно подойти к картине так: взять лист бумаги с недостаточной плотностью, привередливые краски, которые будут сбиваться крупинками и попробовать написать какой-нибудь пейзаж в технике «по мокрому». Но вряд ли результат впечатлит: бумага при намокании будет в лучшем случае быстро и неровно промокать, в худшем — скатываться комочками.
Получается, что результат зависит не только от талантливости автора, но и от качества материалов, с которыми он имеет дело. Можно писать одними и теми же красками на бумаге с разной текстурой, и результат будет впечатляюще разным. На одних листах краски скользят как по маслу, создавая причудливые сочетания и узоры, которые подвластно создать только самой природе. На других — как-то неохотно, лениво растекаются, обрываясь неуклюже, словно застряли на полпути. Краски тоже бывают разные… Будь то гуашь или акварель… В зависимости от состава краска одного рода тоже ведет себя по-разному: одна более упругая и вязкая, другая растекается легко и однородно…
С помощью техники рисования по сырому листу даже неискушенный художник и просто любитель может создавать настоящие шедевры. На мастер-классе автор романтических пейзажей показал, как причудливо могут вести себя краски, если дать им свободу. Растекаясь по сырому при наклоне листа бумаги под разным углом, краски смешиваются и создают такие сочетания и переливы цветов, которых художнику никогда не достичь при работе с кистью. Особенно замечательно получается небо… На мокрый сине-голубой фон капнешь несколько жемчужно-белых капель и заклубятся пушистые, нежные майские облака… Или протянутся воздушные полоски перистых, если подержать лист долго под одним углом.
Кстати, художник заострил внимание зрителей прежде всего на технике и на инструментах, которыми должен работать мастер. Именно техника живописи порой скрывает секреты волшебства. Например, чтобы рисунок передавал разную фактуру материалов, нужны разной жесткости кисти. Непревзойденный Шишкин рисовал грубые материалы — камень, кору деревьев — щетинными кисточками, а листву и небо — более мягкими — колонковыми.
В былые времена художники сами готовили краски. Например, чтобы передать фактуру стекла, добавляли в краски лак. Владимир Пантелеев убежден, что при разнообразии современных художественных материалов необходимо экспериментировать — результаты будут удивлять. Обыкновенно художники используют мастихин — тонкий художественный шпатель — для работы с маслом. Да, а кто сказал, что этим инструментом нельзя работать с акварелью и гуашью?