Пять чувств. Что может передать живопись?

Музей Прадо, Мадрид. Среди рубенсовских полотен есть пять под общим названием «Чувства» (у этих картин — двойное авторство: Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший).

Самое насыщенное полотно — «Зрение». Естественно, что для живописцев «видеть» — значит «жить». Они воспроизвели собственные работы. Это «Охота на тигров», «Двойной портрет Альберта и Изабеллы», «Вакханалия», «Портрет герцога Лерма» и другие работы Рубенса, «Мадонна в цветах» Рубенса и Брейгеля и еще несколько неопознаваемых живописных работ.

На полках — древнеримские и древнегреческие бюсты философов, полководцев, фигурки — копии скульптур с римских гробниц работы Микельанджело Буонаротти (?). На столе, на полу — астрономические инструменты, морские раковины, монеты и медали, книги. Здесь же мартышки играют очками (пенсне) и зрительной трубой. Центральное место — Венера и Амур, как символ того, что всем в мире движет любовь.

На левой стене — большой гобелен, перед ним — шкаф с кубками, модель вселенной.

В проеме арки — городской пейзаж и фонтан во дворе дома, в котором располагается это собрание.

Справа видно галерею с высоким расписным арочным потолком и с картинами по всей стене (над попугаем просматривается «Снятие с креста) и полноразмерными статуями (самая крупная, ближе к рамке с цветами — Венера, рядом с ней — Эрот с луком, самая высокая — Геракл с дубиной на пьедестале).

В картине «Обоняние» центральное место отведено Флоре — богине цветов, одной из богинь плодородия в греческом пантеоне богов. Рядом с ней — путти, младенец. Слева, до самого верха картины — мальва, пониже — тюльпаны, пионы, гвоздики, ромашки, бархатцы, нарциссы, ирисы, вверху справа — сирень. На заднем плане две женщины снимают с растущих вдоль стены кустов цветы (белые розы?).

Стол с посудой для ароматов, печка с ретортами для перегонки ароматов.

Позади ствола мальвы — печь с горящими углями, на ней — перегонный аппарат. Чуть в глубине — еще одна печь с перегонным аппаратом. Справа поодаль на круглой печи стоит большая колба со сложной крышкой, на которой сбоку располагается реторта для сбора конденсата (тоже перегонный аппарат).

Чуть поодаль справа — косули, из желез которых добывали ароматические вещества.

Рядом с Флорой на полу — баночки, скляночки и зверюшки (может быть, их железы использовались для приготовления стойких духов?). Слева от нее — горящие угли в круглой жаровне, на углях стоит ваза с чем-то пахучим. А что бы значил на этой картине пес? Вероятно, его нарисовали из-за чувствительности собачьего носа к запахам.

На полотне «Слух» звуки, естественно, воспроизвести нельзя. Но на чем и как воспроизвести звуки: музыкальные инструменты, ансамбль на репетиции и сама покровительница музыки муза Эвтерпа играет на кифаре (?).

В левом простенке — триптих «Благовещение», как иллюстрация того, что Мария услышала, что она родит Христа.

На рабочем месте музыкантов (круглый стол с пюпитрами) стоит метроном, на трехногих табуретках — подушечки, слева, справа и на полу — смычковые инструменты (контрабас, виолончель, альт, скрипки), на полу — флейты. На жердочке сидят попугаи, скорее всего — говорящие.

В картине «Осязание» ярким пятном — материнский поцелуй, как самое сильное ощущение осязания: Венера целует Амура в губы.

Слева — гора рыцарских доспехов, на заднем плане — кузница этих же доспехов.

На столе рядом с Венерой — инструменты (хирургические?), на полу — какие-то бумаги с печатями и гусиное перо.

Почти у самого правого края картины, на столе лежит треххвостая плетка — инструмент воспитания.

В картине «Вкус» за богато накрытым столом сидит соблазнитель Пан и предмет его вожделения — нимфа Сиринга. Он ей подливает вино в огромную чашу, она подносит ко рту что-то из закусок (видимо, взяла с блюда справа). У него на лице — коварство, у нее — сомнение. Но стол настолько красив, а этот урод так любезен. И никого нет рядом! Почему бы и не выпить? Может, обойдется?

На столе — несколько пирогов: с уткой, с гусем, с павлином, с лебедем! Здесь же устрицы, зажаренная на вертеле курица, мелкие птички, рак.

А перед столом что творится! Битая дичь: заяц, косуля, пернатые, горой лежит виноград, тут же тыква…

Слева на заднем плане — кухня, под окном стоит кухонный шкафчик (нечто подобное в былые времена стояло у нас на кухне.)

На открытом огне на вертелах жарят поросят, рыба навалом лежит у порога, ждет своей очереди… Не очень понятно, кто это будет есть, неужели эта прелестница?

Как родились картины? Что заставило авторов потратить время и усилия? Возможно, желание познакомить детей с разнообразием мира (к тому моменту — картины датируются 1618 годом — у Яна Брейгеля дети уже были взрослыми, а у Рубенса старшему сыну было 3 года).

В этих произведениях поражает их энциклопедичность. Для того, чтобы изобразить, надо было это видеть и надо было об этом знать. Кроме того, эти полотна — как фотографии того времени. Картины, музыкальные инструменты, убранство стола, мебель, кухонная утварь — чего только нет.

Эти картины Ян Брейгель и его потомки повторяли в разных вариантах — видимо, была потребность.

Идеи такого рода носились в воздухе. Разные художники в разные времена писали картины о природе (цикл Joachim Beuckelaer «Вода», «Земля», «Огонь», «Воздух»). А когда книги стали доступнее, дешевле, появился учебник Яна Амоса Коменского «Мир чувственных вещей в картинках».




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: