Над чем шутил император Александр I? Часть 2
Александра I считали самым хитрым, изворотливым и даже двуличным из русских императоров. Хотя и его обыгрывали. Иногда это удавалось и его подданным, так что и царю приходилось уступать вопреки своему желанию.
Но не зря Александр слыл хитрецом и искусным дипломатом. Почти любую ситуацию он умел обратить в свою пользу.
Князь П. А. Зубов (последний фаворит Екатерины II, убийца Павла I) просил Александра исполнить одну просьбу, не объясняя, в чем она состоит. Александр пообещал. Тогда Зубов подал ему заранее подготовленный указ о возврате на службу генерала Арсеньева, в итальянскую кампанию 1799 года скрывшегося из полка во время сражения.
Но слово-то дано! Указ пришлось подписать.
В тот же день император попросил Зубова об ответной услуге. Естественно, Зубов выразил готовность исполнить любой приказ государя. Догадались, о чем попросил Александр? Конечно: разорвать только что подписанный указ…
Однажды император прислал Д. Л. Нарышкину (17641838, обер-егермейстер, чья жена была фавориткой Александра I) книгу, в которую вплетены были сто тысяч рублей. Благодаря императора, Нарышкин отметил, что сочинение очень интересное и он ждет продолжения.
Пришлось выпустить «второй том»! С пометкой, что «издание закончено».
Умел император и просто пошутить.
— Какой это у вас порядок! — сказал как-то Александр I коменданту Петербурга П. Я. Башуцкому. — Где монумент Петру Великому?
— На Сенатской площади.
— Был да сплыл! Ночью украли!
Башуцкий, бледный, уехал. Возвращается веселый и под всеобщий смех присутствующих докладывает:
— Успокойтесь, Ваше Величество. Монумент целехонек, на месте стоит! А чтобы чего не случилось, я приказал к нему поставить часового.
— 1-е апреля, любезнейший, 1-е апреля, — сказал Александр.
Через год ночью Башуцкий разбудил императора:
— Зимний Дворец горит!
Александр вскочил и понесся к Зимнему. Возле дворца все спокойно.
— А где пожар?
— 1-е апреля, Ваше Величество, 1-е апреля.
Император грустно посмотрел на Башуцкого и сказал:
— Дурак, любезнейший, и это уже не 1-е апреля, а сущая правда.
Но в большинстве шуток есть лишь доля шутки. Чаще Александр бывал едким и язвительным «по делу».
Однажды на маневpax он отправил с поручением князя П. П. Лопухина, который все перепутал.
Император не стал его отчитывать. Только и сказал:
— И я дурак, что вас послал.
Российские императоры (и цари до-имперского времени) не слишком жаловали азартные игры. Запрещали или ограничивали их: Петр I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II. Дошла очередь и до Александра I. За основу он взял соответствующие законы Екатерины II, разграничивающие игры домашние, либо служащие «забавою или отдохновением», от игр ради прибыли.
В частности, в императорском указе отмечалось, что «толпа бесчестных хищников… одним ударом исторгает из рук неопытных юношей достояние предков».
Но люди как играли, так и играют. Есть запрет? Изворачиваются и… все равно играют! А уж если у игроков есть чувство юмора…
Однажды, встретив обер-егермейстера генерала Левашева, Александр Павлович спросил его:
— Я слышал, ты играешь в азартные игры?
— Играю, государь.
— Да разве ты не читал указа против игроков?
— Читал, Ваше Величество! Но этот указ обнародован в предостережение «неопытных юношей», а самому младшему из играющих со мною 50 лет.
Впрочем, и император Александр умел пошутить с игроками.
Император долго не производил Болдырева в генералы за пристрастие к картежным играм. Однажды, проходя мимо него в церковь, Александр сказал:
— Поздравляю, Болдырев!
Естественно, Болдырев обрадовался, а присутствующие стали поздравлять его с повышением.
Чуть позже император, выходя из церкви, снова проходя мимо Болдырева, уточнил:
— Поздравляю тебя: ты, говорят, вчерась выиграл!
Хотя, судя по рассказам, Александр чаще бывал и снисходителен, и терпелив.
Александр Павлович Башуцкий (сын вышупомянутого Башуцкого, в дальнейшем известный писатель) был в юности пажем. Однажды они с товарищами валяли дурака в Георгиевской зале. Башуцкий, забывшись, уселся на императорский трон, с которого стал отдавать приказания. Вдруг кто-то взял его за ухо и свел с трона. Обернувшись, испуганный Башуцкий обнаружил императора. Но увидев, как перепугался молодой чеовек, Александр улыбнулся:
— Поверь мне, сидеть тут совсем не так весело, как ты думаешь!
В самом деле, не казнить же юношу за случайную, в общем-то, провинность. Да и на дворе не времена Ивана Грозного — 19-й век, просвещенный и даже гуманный.
В Таганроге, незадолго до своей смерти, Александр I помог пьяному офицеру выбраться на тротуар из уличной грязи. Увидев, кто ему помог, офицер протрезвел.
А император и самодержец сказал:
— Где ты живешь? Пойдем, а то если тебя встретит Дибич (начальник Главного штаба, сопровождавший Александра в его последней поездке), тебе достанется.
И наконец анекдот не о самом Александре, а о том, как его воспринимали в народе.
Наполеон, многолетний противник Александра, прослыл на Руси антихристом еще до 1812 года. Способствовали этому и церковные проповеди. Зашла у мужиков речь о встрече императоров на Немане (заключение Тильзитского мирного договора).
— Как же наш батюшка, православный царь, мог решиться сойтись с этим нехристем? Ведь это страшный грех!
— Да, как же ты, братец, не смекаешь? Разве не знаешь, что они встретились на реке? Наш батюшка с тем и повелел приготовить плот, чтобы сперва окрестить Бонапартия в реке, а потом уже допустить его пред свои царские очи!