Что такое скрытая агрессия и можно ли с ней бороться?
С агрессией регулярно сталкивается каждый из нас. С самой обычной, нормальной агрессией, всем нам присущей. Проявляющейся, в том числе, и в самых обычных бытовых ситуациях.
Есть разные классификации агрессии. Психологи чего только не придумают! Но сейчас поговорим вот о чем: агрессия бывает явная и скрытая.
С явной многое ясно, и сама она очевидна. А вот скрытая… Она может и вовсе не выглядеть агрессией. В том числе и в глазах самого «агрессора».
Для «адресата» это много хуже явной агрессии. Той можно противостоять; скрытая же агрессия таковой не воспринимается. Хуже того, она часто маскируется под свою противоположность — к примеру, под внимательность и заботу.
И жертва не может и не пытается сопротивляться. Это естественно — как противиться хорошему отношению? Заботе? Искренним поучениям? Невинным шуткам?
Как обидеть хороших людей только потому, что нам бывает неуютно в их обществе? Чаще бывает наоборот: сама жертва чувствует вину за негативное отношение к окружающим, желающим ей блага!
Окружающие же этим пользуются. Скорее всего, неосознанно — но все же… Явную агрессию мы пресечем либо (если мы много слабее или зависимы от агрессора) постараемся уйти из неприятной ситуации.
Замаскированная же агрессия, даже осознаваясь «жертвой», не дает формального повода ее пресечь.
Естественно, проявляется скрытая агрессия по-разному. Тем не менее психологи по обыкновению выделили ее типичные формы.
Наверное, прежде всего это критика, высказываемая: систематически, от раза к разу;во внешне благожелательной форме;«по любому поводу»;критика всегда неконструктивная, не оставляющая «жертве» возможности что-либо исправить.
Критика может быть прямой: «ну ты же всегда ошибаешься!», «все как обычно!» (со вздохом и иной демонстрацией огорчения); «я не удивлен!» (с тем же вздохом — узнав о какой-нибудь вашей неудаче); «я думал, ты знаешь…» или «да это все знают!» (естественно, с нескрываемым удивлением: как, как можно не знать очевидного/элементарного?).
Еще можно позлорадствовать при чужой неудаче. Это не говорится прямо, но зачастую читается. И по проскальзывающим в речи фразам, по эмоциям, и конечно — по невербальным проявлениям. Бывает, собеседник прямо-таки сигналит: «я так и знал», «этого я и ждал» и даже «ну наконец-то!». Естественно, тон и слова доброжелательны — иначе кто же станет терпеть? Да и реальная поддержка возможна — но с обязательным «фоном» злорадства и даже удовлетворения.
Возможно, одна из худших разновидностей скрытой агрессии — в форме подшучивания, подтрунивания, часто снисходительного.
Опасна она провокационностью. Хорошо, если «жертва» способна достойно отшутиться — по сути, ответить той же замаскированной под юмор агрессией. А если нет? Если не хватает иронии, быстроты мышления, наглости? Потому что нормальная шутка, которая именно шутка, смешна для всех. В том числе для того, над кем подшучивают. Если же объекту шутки не смешно, и больше того — дискомфортно, неприятно, а то и больно — это даже не близко к шутке!
Вообще-то, нормальной реакцией на такое будет агрессия. Только в глазах окружающих вы будете выглядеть… не вполне адекватным человеком, «кидающимся на людей» в ответ на «шутку».
Сам «агрессор» свое отношение может осознавать, но вряд ли почувствует себя неправым. Скорее, рационализирует: он, конечно, подтрунивает — специально, для вашей же пользы! Это он не издевается, это он вас учит!
Не всегда агрессору удобно и безопасно критиковать впрямую. Что ж, можно и иначе — проявлять критику косвенно. Например, брюзжать и ворчать.
На закономерный вопрос «жертвы» «Что не так?» ворчун-агрессор уверит: «Все так!» Наверняка сопроводив это вздохом, а то и укоряющим взглядом. Но формально «придраться» снова не к чему.
Конечно, можно попытаться прямо обсудить с агрессором его претензии — хотя вытащить его на подобный разговор непросто. А если сможете — скорее всего, сами окажетесь виноваты. То есть вы и так, с его точки зрения, были виноваты — а теперь вы об этом узнаете. И только из деликатности и доброго к вам отношения он не показывает вида.
Хотя именно что показывает.
Еще скрытая агрессия проявляется: непрошенными советами — чаще с покровительственной, «родительской» позиции;не требуемой заботой;неделикатностью, бестактностью, вмешательством в посторонние дела;обесцениванием значимости другого — его эмоций, опыта.
Можно ли пресечь скрытую агрессию? Можно. Если сам «агрессор» слабо ее осознает — может сработать предложение прямо обсудить проблему. В иных случаях с конструктивным выходом обстоит куда хуже!
Можно выйти из ситуации — выйти физически. Прервать общение. Можно даже прежде высказать «агрессору» свое отношение — а то вдруг он не поймет, как себя вел? Способ, конечно, эффективный, но не конструктивный.
Еще один способ — отвечать тем же, аналогичной скрытой агрессией, пока до собеседника не «дойдет». Тоже неконструктивно — но может превратиться в своего рода увлекательную игру «кто кого».
И конечно, можно пресечь агрессию жестко. Донести, предъявить свои чувства — и прямо «попросить» не вести себя недолжным образом.
Можно прямо прояснять агрессору, что вы чувствуете. Например, используя «Я-послание»: «Когда ты делаешь…, я чувствую…» И так далее. Предельно спокойно и корректно. Не важно, если вас «не услышат». Если скрыто-агрессивное поведение продолжается и мы продолжаем терпеть, ищем нужные слова, ждем удобного момента.
Наверное, это наиболее конструктивный выход. Медленный, не всегда срабатывающий — но без явной встречной агрессии. По сути, ставим оппонента в то же положение, что и он нас: говоря неприятные для него вещи, не даем повода для открытой агрессии.
Только есть во всем этом одно «но». Все эти методы работают далеко не на 100%. Больше того — всегда есть риск усугубить ситуацию, подтолкнуть ее к открытой конфронтации.
Скрытую же агрессию слишком часто проявляют наши близкие. Что меняет ситуацию, иногда принципиально меняет. И стоит хорошенько подумать: стоит ли рисковать? Или худой мир в семье лучше возможной прямой конфронтации?